Концертина.

Это изящный музыкальный инструмент типа гармошки, а не колючая проволока, как нам подсказывает русский Интернет. Легкий, около одного килограмма. В отличие от русской гармони у концертины мелодические клавиши с обеих сторон. Это позволяет исполнять мелодии со свободным аккомпанементом.

Рождение инструмента

Концертина родилась в Англии. В самом начале 19 века многие ученые, изучающие акустику, проводили различные эксперименты, которые иногда приводили к появлению новых музыкальных инструментов. Так, Чарльз Уитстон в 1829 году запатентовал инструмент под названием "симфониум". Этот инструмент был чисто духовым, но имел кнопки, которые наследовала маленькая гармошка с мехами, изобретенная им в 1833 году. Инструмент имел кнопки из слоновой кости, шестигранный корпус красного дерева, клапаны, украшенные перламутром, а рычаги - сделанные из серебра. Короче - это было произведение музыкального искусства.

С тех самых пор слово «концертина» в английском языке практически полностью идентично русской «гармошке», в том числе и в переносном смысле. Поэтому и колючая проволока, сложенная «гармошкой», называется «концертина».

Концертина, созданная Уитстоном, имела хроматическую клавиатуру (как черные и белые клавиши фортепиано). Это был академический инструмент, на нем играли в музыкальных салонах классические произведения, как в сопровождении фортепиано, так и в ансамблях. Среди музыкально образованных людей концертина приобрела широкую популярность. Но, при этом, оставалась очень дорогим инструментом.

Примерно в это же время в 1834 году Карл Фридрих Улиг придумывает свою концертину, квадратную по форме. Кнопки в ней соответствовали только белым клавишам фортепиано. Было их по пять с каждой стороны. На каждую кнопку приходилось два разных звука, как и в русской гармошке. И играть на ней можно было только народные мелодии. В следующем году появился гибрид с шестигранной английской формой и немецким «народным» содержанием.

В новой гибридной концертине кнопки располагались по аккордам, что позволяло незнающему музыки человеку очень просто осваивать этот инструмент. Эта гармошка стоила недорого по сравнению с первоначальной (английской) концертиной. В связи с этим она приобрела огромную популярность во всей Европе.

Потребность к музицированию в то время была велика, а какие-либо «серьезные» инструменты были очень дороги и сложны в изучении. Поэтому англо-немецкая концертина быстро распространилась практически повсеместно. Звуки этого инструмента разносились из каждой пивной, с каждого перекрестка. И это не могло не раздражать «академическую» общественность, любителей дорогой английской концертины.

Закат концертины и ее новое рождение

Началась целая компания в прессе, высмеивающая любителей англо-немецкой концертины. Появлялись карикатуры, разгромные статьи. В результате популярность этого инструмента стала падать. И рикошетом это падение ударило и по английской «аристократке». Концертина стала исчезать вообще. Она стала инструментом клоунов и музыкальных эксцентриков. Опять же из-за своего необыкновенного удобства и музыкальной выразительности.

К началу 20 века концертина практически изчезает. Однако вскоре начинается возрождение ее как национального инструмента шотландцев и ирландцев. Для национальной музыки используется англо-немецкий вариант. К нему, не меняя удобного аккордового расположения кнопок, добавляются ряды хроматических (черные клавиши фортепиано) кнопок. Это позволяет сильно расширить репертуар исполняемых мелодий.

В России в 20 веке концертина также была достаточно широко известна как инструмент куплетистов. Однако ее признали буржуазной, и сегодня из достаточно широко известных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, который виртуозно исполняет классические произведения на этом миниатюрном инструменте, и куплетиста Николая Бандурина.

 


Какие бывают концертины

Не следует путать название «концертина» со словом «концертино», что означает маленький концерт. Хотя очень часто так называют сам инструмент.

Семейство концертин довольно объемно. Каждый тип концертины может иметь разное количество мелодических кнопок в зависимости от потребностей и стоимости. Инструменты могут быть, как и скрипки, разного размера и высоты звучания. Производят их в основном мастера в Великобритании и Америке. Фабрично они еще производятся в Италии и Германии (хотя, это китайское производство). Это относительно дешевые варианты, в отличие от мастеровых.

Концертины бывают английские. На них может исполняться серьезная музыка. Есть дуэтные концертины. Они имеют одинаковые по высоте звучания клавиатуры слева и справа. И звучат настоящим «дуэтом». Бывают англо-немецкие (или просто англо). У них на каждую кнопку два разных звука. Используются в основном для народной музыки. Бывают еще мини-концертины англо, всего с 10 кнопками. Они умещаются в ладони, а их 10 кнопок соответствуют отверстиям в губной гармошке.

У маленьких концертин есть и братья побольше. Это квадратные немецкие концертины из города Хемнитца. Родственником последней является всем известный бандонеон. Он известен практически всем, по крайней мере, на слух. Это солирующий инструмент ансамбля танго. И если вы слышите в латиноамериканской музыке резкий, но певучий звук (многие думают, что это аккордеон), то это и есть бандонеон. Хотя аккордеон тоже иногда бывает. На бандонеоне же очень много кнопок, и на нем можно исполнять практически любую музыку.

Все перечисленные инструменты были разработаны к середине 19 века и очень мало изменились с тех пор. И остаются очень изящными и удобными для использования и сегодня.

 

 

История

Концертина появилась в начале 19го века, вероятно, одновременно в Германии и Англии. В Англии изобретателем инструмента был Чарльз Уитстоун, самые ранние образцы появились в 1829 и назывались «симфониум». Уитстоун стремился найти наиболее эффективное применение для системы язычков и написал по этому поводу несколько научных статей. В них, помимо прочего, он утверждал, что для подобного рода инструментов наиболее эффективна цилиндрическая форма корпуса, поэтому сначала они делались шестигранными в сечении. Позже их стали делать 8ми и 12тигранными – еще ближе к «идеальной» форме. Все ранние концертины были инструментами английской системы, изобретенной Уитстоуном. Они имели такой же диапазон, как и скрипка, небольшие размеры, и быстро завоевали признание в викторианской Англии, где на них обычно играли классическую музыку. Для концертины было написано немало произведений, в том числе и концертов.



Концертины «английской системы» (English system) полностью хроматические, и дают на сжим-разжим один и тот же тон. Основная клавиатура располагается и на правой и на левой стороне инструмента, настройка правой отличается от настройки левой на полтона. Такая система удобна для тех, кто умеет читать ноты, поскольку кнопки правой руки совпадают с нотами на линейках нотного стана, а кнопки левой руки - с нотами между линейками.

Внедрение еще одной системы - «англо» в 1850гг. приписывается англичанину Джорджу Джонсу. Скорее всего он просто применил к концертине уже известный в Германии принцип разного тона на сжим-разжим. Такая система изначально была известна, как англо-немецкая (Anglo-German). Благодаря ей инструмент пошел в массы. Фабрика Lachenal&Co. изготовила около четверти миллиона инструментов, большая часть из которых была системы «англо», пока не закрылась в сложный период 30х гг. Немецкие фабрики в Саксонии также изготовили огромное число концертин системы «англо».




Система «англо» (anglo system)
Инструменты системы «англо» имеют на одной стороне основную клавиатуру и басовую на другой. Каждая кнопка на сжим меха дает один тон, а на разжим - другой.
Ритмичность концертин английской системы, подобная мелодеону, делает их удобными для исполнения танцевальной музыки.




22.76 КБФабрика Lachenal была самым массовым производителем инструментов, самые же качественные «англо» выпускал Чарльз Джеффриз (Charles Jeffries). Он производил первоклассные концертины, с язычками из стали, качество которых так никто и не превзошел. Он умер в 1906м, но до 1920х его дело продолжали сыновья. Еще одним значительным изготовителем концертин был Крэбб (Crabb), начавший примерно в то же время, что и Джеффриз, и продержавшийся дольше всех – до 1989, когда умер последний владелец - Нэвилл Крэбб. Компания Wheatstone & Co. действовала до конца 1960х, потом ее дело продолжили новые владельцы Boosey & Hawkes. Но все современные инструменты очень уступают по качеству и звучанию инструментам прошлого и позапрошлого столетий.